Категории

Популярные товары

Производители

Новые товары

Скидки

Правильный свет в правильном месте

Развлекательные и культурные учреждения делятся на разные категории, каждая из которых предъявляет свои специфические требования к приборам освещения. Что хорошо для дискотеки или ночного клуба, часто неприемлемо для музея или оперного театра. Архитектурная подсветка — еще одно направление работы со светом, требующее специфических знаний и технологий. Одним словом, каждому заведению нужен правильный свет. Иногда настолько правильный, что поставить его может далеко не каждый производитель.

Проект свет в зале

Романтическая атмосфера театральных подмостков заложена в самом названии этой компании. LDR — это сокращение от Luci della Ribalta, что переводится как рампа. По индустриальным меркам компания была создана буквально вчера — 13 лет назад — но для LDR это были 13 лет непрерывного роста, и теперь это один из европейских лидеров, производящий световое оборудование для театров, музеев и телестудий, а также архитектурное освещение.

С Фабиано Бесьо (Fabiano Besio) мы познакомились на выставке «Музыка Москва 2010», куда он приехал по приглашению российского дистрибьютора LDR, компании IBERI. Разглядывая протянутую мне визитку, я заметил, что в ней не указана должность Фабиано. «Скажем так, — парировал он мой вопрос, — я человек из LDR, а LDR — это моя компания. В первую очередь мы — инженерная фирма, регалии и звания нам ни к чему. Мы привыкли смотреть на суть вещей и правильно ее подсвечивать».

LDR

Говоря о продукции LDR, ее философиии позиционировании на рынке, Фабиано постоянно прибегает к словосочетаниям «правильный свет» и «правильное место». А еще «индекс цветопередачи». Оказывается, в таком непростом деле, как театральный свет, внутреннее освещение музеев и архитектурная подсветка индекс цветопередачи имеет решающее значение.

Оборудование LDR

Индекс цветопередачи (коэффициент цветопередачи) — это параметр, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому (кажущемуся) цвету этого тела при освещении его определенным источником света. Звучит сложновато, хотя на самом деле все очень просто. Каждый тип искусственного источника света лишь отчасти соответствует естественному дневному освещению.

Уровень этого соответствия и отражается в индексе цветопередачи. Допустим, эталонная цветопередача соответствует индексу 100. В таком случае индекс галогенной лампы будет равен 90 процентам. Люминесцентной лампы — 80...89%. Бытовые лампы накаливания уложатся в 70...79%.

Светодиоды — 80% или чуть больше.

Почему это важно? «Представьте себе, что картину Рафаэля вы подсветите светодиодными приборами, — поясняет Фабиано. — Их «холодный» свет напрочь исказит цвета произведения. Вы увидите совсем не то, что имел в виду автор». С точки зрения чистоты восприятия это будет катастрофа.

Примерно тоже самое, что слушать симфонический оркестр через мобильный телефон. В этом отношении «правильные» источники света похожи на звукоусилительную аппаратуру класса Hi-End: хотите услышать всю красоту записи, найдите правильную аппаратуру.
Известно, что далеко не каждому производителю индекс цветопередачи представляется решающим фактором. Еще есть экономика, технология производства, маркетинг. Да и не каждому пользователю это нужно.

Большинство производителей сегодня вынуждены балансировать на грани спроса и возможностей производства, что заставляет их держаться в фарватере современных технологий, а это стандартизирует параметры на индустриальном уровне и заставляет пользователя к ним адаптироваться. Сегодня все переходят на LED, а завтра все силы и деньги покупателей производители бросят на очередную революционную технологию. Но что делать тем, кому революция не нужна?

Светодиоды, например, на голову превосходят традиционные источники по множеству параметров, но как только речь заходит о прецизионных световых приборах для театрального освещения, большинство производителей сходит с дистанции: их оборудование просто не соответствует требуемым стандартам.

И тут на ум снова приходит сравнение со звуковой аппаратурой класса Hi-End. «В силу экономических причин сегодня многие производители перешли на дихроичные отражатели, — поясняет Фабиано, — но далеко не каждый производитель афиширует тот факт, что дихрочиные отражатели поглощают часть красного спектра.

Для многих это совершенно не важно, но для нас это принципиальный момент, поэтому мы до сих пор используем оптические системы, построенные на плоско-выпуклых линзах и линзах Френеля».
Думаете, это излишний перфекционизм? Тогда представьте себе, что вы руководите реконструкцией известного оперного театра, тратите миллионы на сохранение его подлинной, аутентичной атмосферы, а потом ставите «немного не тот свет». По вполне понятным причинам в большинстве случаев заказчики не идут на такую подмену, ведь даже столь, казалось бы, незначительный новодел может запросто загубить всю затею.

Аутентичный — значит аутентичный во всех деталях. По-другому не бывет. Когда-нибудь традиционные источники света уйдут навсегда, но пока в ряде случаев полноценной альтернативы им попросту нет.
«К тому же, — добавляет Фабиано, — театральный свет — это не просто освещение типа «включил/выключил», это инструмент художника по свету, который должен обладать определенным качеством и уровнем творческих возможностей». Вот почему LDR старается не продавать свое оборудование «по счету», предпочитая сотрудничать со световыми дизайнерами и строителями: «В идеале речь должна идти не о параметрах приборов, а о параметрах и возможностях системы».

освещение больших залов

С архитектурным освещением дело обстоит еще сложнее. Для иллюстрации подхода LDR к архитектурному освещению Фабиано прибег к такому сравнению: «Архитектурный свет — это как пальцы руки: нельзя создать организм, а потом пришить к нему пальцы». Отличное сравнение.

В идеальной ситуации свет интегрируется в дизайн, и такой дизайн создается совместно с архитекторами, строителями и производителями световых приборов. «Я всегда прошу архитекторов показать мне общий дизайн-концепт, — объясняет Фабиано принципы работы своей фирмы. — После этого мы либо подбираем оборудование из стандартных моделей, либо модифицируем приборы под конкретный проект».

Взаимодействие — еще одно ключевое слово. Чтобы выбиться в лидеры, компании недостаточно хорошего модельного ряда. Еще нужен быстрый сервис, быстрое взаимодействие и реакция на поставленные задачи. У LDR все это есть. В противном случае за 13 лет существования фирма не выросла бы до нынешнего положения. Собственное производство в промышленных районах севера Италии, европейская сборка, широкий модельный ряд, 52 дистрибьютора в 44 странах мира.

Световые приборы компании можно встретить как в старейших европейских операх, так и в новейших телестудиях Пекина. Световые приборы LDR используются в производстве различных шоу (например в шоу Цирка дю Солей). Приборы архитектурной подсветки расходятся по самым значимым проектам Европы. А одним из самых важных проектов компании стал знаменитый музей современного искусства Гугенхайма в Бильбао. «У нас много значимых проектов, но музей Гугенхайма — это наша гордость, — поясняет Фабиано. — Этот проект как нельзя нагляднее иллюстрирует наш подход к созданию систем освещения — точных, надежных, правильных».

Правильный свет в правильном месте. И тогда появляется магия. Удивительно, но оказывается, магия заключается не только в новых технологиях. Да, в каталоге LDR вы не найдете ультрамодных LED-приборов.

Но магии от этого не становится меньше. Не меняться в стремительно меняющемся мире — такой же надежный рецепт успеха, как и «быть на шаг впереди других». Правильный свет в правильном месте. Как говорит Фабиано, чтобы добиться этого, нужно найти правильных людей. И тогда все получится.

Автор Александр Хорев

Статья опубликована в Журнале "Light Sound News" №5 (10) 2010 года