Категории

Популярные товары

Производители

Новые товары

Скидки

Меню из музыки и света

Сложно переоценить роль музыки и света в любом общественном месте, призванном привлечь посетителей. Для создания приятной и располагающей атмосферы владельцы, архитекторы, дизайнеры, инженеры прилагают немало усилий, ведь это среди прочего залог популярности объекта, его посещаемости и соответственно прибыли. Сегодня многие рестораторы, владельцы клубов, баров, многофункциональных центров приглашают диджеев для создания оригинальных развлекательных программ. Музыкальное и световое сопровождение призваны не только подчеркнуть стилистические решения заведения, но и создать в нем индивидуальную, неповторимую атмосферу.

Проект и назначение

Когда владелец или архитектор помещения любого назначения задумывает установку светозвукового оборудования, его главная задача – привлечь всех субподрядчиков на стадии проектирования. Обратившись на ранних этапах в профессиональную компанию, занимающуюся установкой оборудования, можно идеально воплотить в жизнь любую фантастическую идею. Но, к сожалению, слишком часто инженеры – свето- и звукотехники – сталкиваются с установкой аппаратуры в практически готовом зале. Это сопряжено не только с дополнительными расходами на оборудование, но и влечет за собой серьезные ремонтно-строительные работы по прокладке кабелей, обустройству мест для размещения техники и другие малоприятные заботы.

Безупречно можно реализовать все задуманное можно только при согласованном сотрудничестве заказчика, архитектора-дизайнера и инженеров компании-инсталлятора на стадии проекта. Инженерам необходимо ознакомиться с проектными чертежами, где указано размещение всех коммуникаций, чтобы оптимально интегрировать в эту систему качественные и современные свет и звук.

В случае с готовым помещением приходится индивидуально, на каждом объекте оценивать возможности инсталляции того или иного оборудования, искать компромиссные, не всегда выигрышные решения. Готовые интерьеры весьма «капризны», и не всегда в них можно гармонично установить желаемые акустические или световые системы.

Залы и оборудование

Для решения каждой задачи существует свой тип и набор аппаратуры. Если говорить о многофункциональных комплексах с универсальными зонами, что сегодня встречается наиболее часто, то для них подбирают серьезный разноплановый комплект оборудования. Такой набор сможет обеспечить оформление самых разных мероприятий, поддержать культурные программы различных стилей и направлений. Если в зале предусмотрена сцена, то на ней устанавливают специализированное сценическое концертное звуковоспроизводящее и светотехническое оборудование. Перед сценой нередко оборудуют танцпол. Это место необходимо озвучить отдельно, обеспечив собственными акустическими системами (АС) и световыми устройствами, дополняющими звук и свет со сцены.

В универсальном зале может быть и зона с ресторанными столиками, местами для отдыха и общения. Здесь важно избежать лишнего шума. Безусловно, совершенно изолировать в рамках одного помещения звук и свет нереально. Но если системы спроектированы правильно и направлены в нужную сторону, то за ресторанными столиками посетители смогут спокойно общаться, на танцполе будет подобающе греметь музыка и сверкать световое шоу, а на сцене – прекрасно виден и слышен исполнитель.

Задача специалистов грамотно обустроить эти зоны при помощи программ расчета звукового давления, направления звука, световых лучей и пр. Ведь каждая АС, к примеру, имеет собственную диаграмму направленности, свои характеристики. С учетом индивидуальных параметров и подбирается оборудование для каждого зала. Инженеры учитывают еще и особенности архитектуры помещения, его геометрию, время и уровень реверберации в нем. Чем меньше звуковых отражений, тем чище и качественнее получается звук, тем выше его разборчивость, ясность.

При подборе светового оборудования учитывают параметры помещения, его высоты. Соответственно, чем больше объем зала, тем более мощные нужны световые приборы. И, наоборот, для меньших помещений требуются компактные устройства с источниками света невысокой мощности.

Помимо зала для проведения массовых мероприятий со сцены и на танцполе в течение дня, как правило, большинство заведений имеют уютные места с ненавязчивой фоновой акустикой и мягким светом. Не всегда есть потребность «сыграть громко». В торговом центре, кафе, баре, ресторане (для дневного режима), художественной галерее или любом другом общественном месте устанавливают оборудование для распределенного фонового звука, на приятных слуху высотах, в поддержку того или иного интерьера, стиля.

Комплектация

Порой бюджет не рассчитан на установку дорогостоящей профессиональной техники. В такой ситуации разумный заказчик планирует в будущем потратиться на столь важные имиджевые составляющие, как качественный звук, свет, видео, а для начала ограничиться минимум техники.

Специалисты рекомендуют при недостатке средств на закупку всего оборудования предусмотреть на стадии проектирования наибольшие возможности для развития, совершенствования зала. Для этого в соответствии с проектом закладывают кабельные трассы, оборудуют штатные места для будущего оборудования. Желательно подготовить все по максимуму, чтобы потом просто подобрать определенный комплект техники. И тогда не придется ломать стены с ценными фресками, вскрывать пол и потолок. Что же касается минимального набора для открытия заведения хотя бы акустической техники, без которой обойтись невозможно, то однозначно сформулировать его нельзя. Тем не менее при помощи специалистов мы попытались приблизительно обозначить этот список.

В качестве примера был взят некий абстрактный зал ресторана площадью около 100 кв. м. Для фоновой музыки в таком зале на первых этапах можно обойтись минимум 8–12 встроенными или навесными громкоговорителями. Их сводят к мини-системе – носителю звука: медиасерверу, компьютеру, CD- и MP3-проигрывателям, усилителю звука с микшером. Это самые простые в эксплуатации вещи, которыми сможет управлять средний менеджерский состав.

Для небольшой сцены в ресторане на первое время достаточно минимального набора из двух сателлитов, двух сабвуферов, набор из усилителя, пульта, пары микрофонов.

Мощность оборудования

Большинство владельцев заведений волнует вопрос энергопотребления. У каждого прибора есть собственные технические характеристики, указанные в паспорте. Определение резервируемой мощности зависит главным образом от этих индивидуальных параметров прибора, их количества, размеров, мощности. При расчете суммируется мощность всех потребителей и закладывается в проект. Таким образом, заказчик может оценить, сколько киловатт следует зарезервировать на свето-акустические системы объекта.

В целом, стоит отметить, что вопрос экономии энергии с каждым годом встает все серьезнее как в мировом масштабе, так и у нас в стране. Солидные компании уже сегодня готовы предложить экономичные разработки, среди которых наиболее интересны светодиодные технологии, рассмотренные ниже.

Дизайн

Не в последнюю очередь внимание уделяется экстерьеру оборудования. Важно, чтобы дизайн прожекторов, колонок и другой техники гармонировал со стилем помещения. Если же такое гармоничное сочетание невозможно, то оборудование маскируют в специальных нишах, за акустически прозрачными тканями, панелями, ширмами и т. п. Здесь уже к сотрудничеству с инженерами привлекается дизайнер.

Сегодня практически нет ограничений по материалам, применяемым в изготовлении световой и акустической техники. Тем не менее далеко не все производители готовы предложить заказчику оборудование хотя бы разного цвета, не говоря уже о нетрадиционных формах. Безусловно, в профессиональном оборудовании, как в автомобилях, есть формы, от которых не уйти. Как бы дизайнеры авто ни преображали машины, пока они ограничены четырьмя колесами, металлическим корпусом на них и соответствующей начинкой под капотом.

Подобный и даже больший консерватизм наблюдается и в дизайне профессиональной акустической и световой техники. Если цветовые вариации еще возможны, хотя в основном это черная техника, то отказаться от обусловленной физическими параметрами формы сложно, за исключением легких экспериментов с ней. Содержимое акустической колонки четко определено – в ней должен быть НЧ-динамик, ВЧ-драйвер, все параметры которых точно рассчитаны. Именно поэтому аналогичные системы разных компаний и разные бренды часто внешне похожи.

Но отдельные производители интересны, у них есть свое яркое лицо. При соблюдении всех норм и требований к профессиональной технике высокого класса они воплощают ее в дизайнерских моделях. Ряд компаний создают эксклюзивные вещи, уделяя одинаковое внимание качеству звучания и внешнему виду.

Со светом аналогичная ситуация: в основном профессиональное оборудование схоже по формам и цветовым решениям. Происходит лишь деление на виды, типы и назначение приборов. Взять хотя бы «вращающиеся головы» и сканеры. Эти концертные приборы профессионального использования выпускают в черном, белом или серебристом вариантах, в стиле техно.

В случае их размещения в помещении классического стиля работы ведутся вместе с дизайнером, чтобы тщательно замаскировать, спрятать в декор, обыграть как-то дисгармонию оборудования, но с условием, чтобы приборы не потеряли в качестве воспроизведения света, видео или звука. Проект удается, отмечают специалисты, когда грамотный дизайнер готов идти на компромисс, жертвуя собственными амбициями ради соблюдения требований законов физики!

Что касается нестандартных решений, то, к примеру, для подсветки и фонового озвучения, существуют приборы в виде динамика со встроенным в него светильником. Сейчас можно уже говорить о том, что набирает обороты тенденция к развитию привлекательных форм. Традиционно много внимания экстерьеру техники уделяют итальянцы.

Говоря об исполнении оборудования, отметим, что классические АС производят в корпусе из дерева, а для производства светотехники используют металл, стекло, пластик. Материалов для воплощения эксклюзивных форм – масса. С одной стороны, использование дерева в акустике важно для получения хорошего звука. Но сегодня существуют прекрасно звучащее дизайнерское оборудование и в металле, и в других нетрадиционных для этой цели материалах. Все зависит от тщательной проработки конструкции инженерами.

Слушать подано!

Акустика любого заведения, будь то ресторан, фитнес-клуб или художественная галерея, призвана качественно воспроизводить любую музыку. При этом она должна быть наделена рядом специальных возможностей. В баре или ресторане, как правило, выделено несколько зон для трансляции одной и той же композиции, но с разным уровнем громкости. Более того, звук может распределяться так, что в разных зонах зала посетители будут слышать свою музыку, или петь под караоке, или смотреть телевизор либо видеопроектор с транслируемым звуковым сигналом. При этом управление должно иметь простой и доступный любому менеджеру или официанту интерфейс.

Каждое заведение, любая площадка уникальны, поэтому в данной сфере отсутствуют типовые решения. Концепция построения акустической системы определяется в каждом случае индивидуально. Решающую роль часто играет вопрос качества воспроизведения, так как посетители приходят не только общаться, но и слушать качественную музыку.

Звуковые системы больших концертных площадок, центров и клубов могут включать в себя помимо основной сложной системы, много вспомогательных: звуковые системы для фоновой музыки и трансляции объявлений, для экстренного оповещения и другие. Обычно они интегрируются с системами кабельного телевидения, видеонаблюдения, пожарной сигнализации.

Архитектурная акустика

Есть установка, что все материалы из металла, стекла, камня и прочих материалов с подобными поверхностями плохи для качественной акустики, а дерево и ткани – хороши. Но вряд ли столь категоричное утверждение может претендовать на истину. Всего должно быть в меру.

Но все по порядку. Для фонового звука непринципиально, чем отделано помещение и какой оно формы. Ведь фоновый звук – это то, что звучит «неопределенно, откуда». Но если помещение предполагает стать концертной площадкой, то негативно отразится на звуке пустой зал с большим количеством твердых и гладких отражающих поверхностей, т.е. с высоким уровнем реверберации.

Тут инженеры стараются при помощи специальных приспособлений, материалов, отделки, элементов декора добиться студийного уровня акустики. Используются такие дополнительные компоненты, как звукопоглощающие экраны, панели, ткани, при попадании звуковой волны на которые происходит ее затухание. Ряд производителей специализируется исключительно на изготовлении всевозможных панелей для звукопоглощения, при помощи которых инженеры максимально исправляют акустические параметры помещения.

Не следует путать звукоизоляционные и звукопоглощающие материалы – первые не выпускают звук из помещения наружу, а вторые гасят звуковую волну.
Отметим также, что помимо отражающих поверхностей сама конфигурация помещения может быть неприемлема для качественного звука. Среди таких нежелательных, акустически трудных форм: купол, круг, вытянутое узкое помещение – «пенал».

В принципе, любое помещение можно оборудовать в соответствии с его предполагаемым назначением. Просто в акустически неправильных залах возникнет больше сложностей и работ по обустройству, точным расчетам направлений звуковых волн и т.п.

Свет на десерт

Профессиональное световое и видеооборудование наряду со звуком устанавливается в поддержку культурных программ. Уже стали традиционными такие приборы, как «вращающиеся головы» (moving head), сканеры, создающие многолучевые эффекты, светозаполняющие (заливающие) приборы, лазеры, видеопроекторы. Условно все светотехническое оснащение можно разделить на два больших вида: приборы заливающие и рисующие. С помощью этих двух типов программируются любые сценарии для любых мероприятий и шоу.

Для программирования сценариев используют пульты управления, компьютерные программы управления светом. Как правило, все современные приборы – интеллектуальны: их можно собирать в цепочку, прописывать программы специально под ту или иную конфигурацию на данной сценической площади, легко перестраивать и варьировать.

Если всевозможные event-акции и концерты предполагается проводить в заведении часто, то основные световые приборы устанавливают стационарно. В противном случае их выгоднее брать в аренду, так как действительно качественное и высококлассное оборудование стоит недешево.
Главное при инсталляции света учитывать назначение помещения и его зонирование: если это танцпол, то он требует дискотечно-концертного оборудования; если присутствует сцена, то отдельный комплекс приборов инсталлируется для ее освещения.

Приборы для поддержки шоу-мероприятий и интерьерные – совершенно разные направления. Интерьерный свет – это то же, что и фоновый звук, а для шоу нужны приборы с массой спецэффектов и других возможностей.

Стоит отметить, что сегодня владельцы и архитекторы стали больше внимания уделять свету в интерьерах, точнее определенной подсветке, которая выигрышно подчеркивает достоинства помещения. Но для идеального воплощения задуманной световой картины все вопросы следует решать на стадии проектирования. В том случае, если это готовое помещение, владельцу неизбежно приходится сталкиваться с ремонтными работами по коммутации, чтобы, как минимум, спрятать кабель.

Кабели

Ответственно следует подходить и к выбору соответствующей кабельной продукции. Сечение силового кабеля должно обеспечивать бесперебойную и долгую работу оборудования. Что касается звука, тут похожая ситуация – под определенные марки и мощность акустического оборудования закладывается кабель соответствующего сечения. Чем мощнее оборудование и чем больше удаленность акустических систем от усилителя, тем толще должен быть кабель с учетом всевозможных потерь (чем длиннее трасса, тем больше потери звука).
В целом, при создании проектной документации определенные марки кабеля должна заложить инженерная группа.

Тенденции и новинки
Сегодня удивить потребителя чем-либо сложно, техника не стоит на месте. Среди последних технологий, активно внедряющихся во все сферы световых инсталляций, специалисты в один голос отмечают светодиоды. Это относительно новое слово в освещении, дизайне, шоу. LED можно встретить и в баре-ресторане, и на концертных площадках, и в торговых центрах… Светодиодные приборы уже несколько лет активно применяются в интерьерном и экстерьерном освещении, причем в качестве, как основного источника света, так и акцентной подсветки.

Столь масштабное применение светодиодных технологий обусловлено в первую очередь их экономичностью, невероятным большим ресурсом источника, яркостью светового потока, очень низким тепловыделением, отсутствием ультрафиолетового излучения, безопасностью, вплоть до возможности использования их во влажных помещениях, в подсветке бассейнов и фонтанов.
С расширением диапазона возможностей LED-технологий с каждым годом появляется все больше приборов для шоу. Сегодня светодиодные источники эффективно работают во «вращающихся головах». Боле того, уже разработаны светозаливающие модели, не говоря уже о возможностях создания массы различных эффектов.

Светодиодные экраны сегодня используют во всех мировых шоу и концертах, из них составляют видеоряд, используют для создания всевозможных эффектов, фантастических световых инсталляций… Современные экраны на базе LED достигают такой яркости, что способны эффективно работать при интенсивном солнечном свете. Потрясающие характеристики базового излучающего элемента светодиодов обусловили быстрое вытеснение больших экранов на основе галогенных и ксеноновых ламп. Интересны также разработки по созданию экранов с высоким разрешением для относительно небольших помещений. Помимо высокой световой отдачи, необычной яркости и экономичности светодиодные источники обладают и другими преимуществами.

Единственное место, пока еще не «отвоеванное» светодиодами, – это освещение художественных галерей или театральных сцен, потому что там требуется 100-процентно-корректная цветопередача. Пока здесь главенствуют металлогалогенные и галогенные источники. Но зато нереальный, яркий свет и цвет светодиодов, как нельзя лучше подходит для акцентного освещения и тем более для шоу и концертов.

Многие мировые архитекторы и дизайнеры применяют в своих работах именно эти энергосберегающие технологии, отказавшись от металлогалогенных, галогенных источников и ламп накаливания.

В целом, специалисты отмечают несколько основных тенденций в светотехнике. Во-первых, постоянное увеличение мощности источников света – они становятся все ярче. Во-вторых, ускорение смены огромного количества световых сцен. В-третьих, переход к использованию мультимедийных средств – отход от традиционных прожекторов и светильников в пользу проекций, экранов, видеоконтента.

Большинство компаний-инсталляторов сегодня активно переходит на светодиодные технологии, потому что их применение перспективно, а сами по себе устройства демонстрируют современное световое оформление и, главное, нравятся потребителю.

Справедливости ради отметим, что, несмотря на потенциал применения LED-технологий, никто пока не отменил стандартные «головы», сканеры, проекторы и прочие традиционно используемые приборы. Они прекрасно дополняют светодиоды, и вместе получаются очень эффектные сцены.

Принцип выбора

Выбор техники зависит от дизайн-проекта, от особенностей звуковых и световых постановок. Инсталлируется то оборудование, которое необходимо для обеспечения задач по данному пространству: будь то танцпол, зона отдыха, барная и любая другая зона.

Нередко инженеры отмечают, что свет и звук пытаются поставить по остаточному принципу, когда уже практически весь бюджет исчерпан. Но дешево хорошо не бывает. Экономия на профессиональной технике может испортить имидж объекта среди посетителей, большинство из которых сегодня – «клубные гурманы», по достоинству оценивающие качество акустического и светового оформления. Свет, звук, видео – это имиджевые, статусные составляющие современного заведения, без которых любой современный проект немыслим.

Если есть желание получить оригинальную архитектуру и интерьер, да и к тому же с возможностью визуально менять пространство, играть с необычностью дизайна,  то без современного освещения реализовать такие сценарии невозможно.

Гарантии и эксплуатация

Как любая техника, акустическое и световое оборудование требует периодического техосмотра и грамотной эксплуатации. Для профессиональных световых установок рекомендуется профилактический осмотр примерно каждые 300, 500 или 700 ч работы. У разных производителей условия и сроки ТО могут различаются. Также многое зависит от условий эксплуатации: чистое или пыльное помещение, задымленное или нет, с высокой или низкой проходимостью и др.

В АС наибольшего внимания требуют, пожалуй, усилители мощности. Их сервисное обслуживание рекомендовано производить хотя бы раз в год. Но и тут все зависит от условий, в которых работает оборудование: пыль, никотиновые смолы, эксплуатация в местах скопления людей и прочее повод для более частого осмотра техники. Эти же условия касаются проекторов, а, например, светодиодные приборы практически не требуют подобного осмотра.

Есть еще один важный момент в эксплуатации техники, который отмечен инженерами. Многие заказчики торопятся с открытием, не дожидаясь окончания отделочных работ и уборки после них помещения. Они требуют скорейшей установки аппаратуры. При работе техники в таких условиях весь строительный мусор и пыль приборы вбирают в себя и, безусловно, это резко сокращает период их службы до первого сервисного осмотра.

Чтобы техника прослужила максимально долго и комфортно, профессионалы настоятельно рекомендуют все делать вовремя: привлекать специалистов, заранее продумывать концепцию заведения, реализовывать планы пошагово и разумно.

Выбирая компанию-инсталлятора, помните главную истину: дешево – хорошо не бывает. Чтобы воплотить все идеи качественно, работать нужно с теми, кто предоставляет широкий выбор опций, возможностей, оборудования. Заказчик должен сам определиться, что он желает у себя видеть, а задача грамотного консультанта посоветовать решение и объяснить, какого эффекта с помощью какого прибора можно добиться, что и где лучше применить и пр.

Серьезные компании имеют солидное портфолио, проводят обучение персонала заказчика для работы с конкретными моделями техники, предоставляют гарантийное, послегарантийное, сервисное обслуживание, комплектующие, гарантии на монтаж.

Статья опубликована в Журнале «АрхиДом» №7 2008 году